Пословицы и скороговорки в преподавании фонетики

Пока еще есть аргументы о том, как более эффективно преподавать фонетику, мы предлагаем вам посмотреть на интересный способ представления и сверления фонетических паттернов и расширить словарный запас детей: пословицы, поговорки и скороговорки. Они определенно сделают однообразные упражнения забавными! Давайте узнаем о них больше.

Пословицы и поговорки

Пословица — это короткое, хорошо известное выражение из фольклора, имеющее некоторое воспитательное или нравственное значение. Народные пословицы и поговорки помогают нашим юным школьникам познакомиться с новой культурой и сделать свою речь более образной. Эти речевые паттерны обычно короткие, поэтому они легко запоминаются. Родители и их дедушки и бабушки, вероятно, используют некоторые пословицы и поговорки в ежедневном общении, поэтому дети могут знать некоторые из них на родном языке. Таким образом, чтобы обогатить словарный запас детей и практиковать произношение в уловительном ключе, используйте пословицы и поговорки на занятиях.

Некоторые известные пословицы таковы:

  • Кошка может посмотреть на короля
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят
  • Один в поле не воин
  • Друг познается в беде
  • Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросать камни
  • Немного знаний-это опасная вещь
  • Нет места лучше, чем дом.
  • Не все то золото, что блестит
    1. Яблоко от яблони недалеко падает
    2. Что в лоб, что по лбу
    3. Не лыком шит
    4. У страха глаза велики
    5. Тише едешь — дальше будешь
    6. Хорошо там, где нас нет
    7. Семь пятниц на неделе
    8. Седина в бороду — бес в ребро
    9. Не все коту масленица
    10. Работа дураков любит
    11. Кому война, а кому мать родна
    12. Не хош кулеш – ничего не ешь
    13. Щи да каша — пища наша
    14. Шила в мешке не утаишь
    15. Что упало, то пропало
    1. А где щи, там и нас ищи
    2. А дело бывало — и коза волка съедала
    3. А как худ князь, так и в грязь
    4. А не пьян, так хмелён
    5. Август-батюшка заботой-работой мужика тешит
    1. Баба и чёрта перехитрит
    2. Баба на базар три года серчала, а базар того и не примечал: собирался да собирался
    3. Баба надвое ворожила: либо умрёт, либо будет жива
    4. Баба — не квашня: встала да и пошла
    5. Баба пляшет, а дед плачет
    1. В бане веник — дороже денег
    2. В болоте тихо, да жить там лихо
    3. В весёлый час и смерть не страшна
    4. В голове реденько засеяно. (о глупом)
    5. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнёт
    1. Галки тепла накричали
    2. Где бабка ни бери, а внука корми
    3. Где беде быть, там её не миновать
    4. Где бес не сможет, туда бабу пошлёт
    5. Где вороне ни летать, а всё навоз клевать
    1. Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе
    2. Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем
    3. Давно занял грош на перевоз, да ехать некуда
    4. Давно это было, когда царь Горох с грибами воевал
    5. Дай — так не слышит; а «на» — так услыхал
    1. Его пустили погреться, а он уж и детей крестить
    2. Еда за брюхом не ходит
    3. Едет, как горшки везёт (очень медленно)
    4. Едешь на день, а хлеба бери на неделю
    5. Едят да мажут, а нам и не кажут
    1. Жалует царь, да не жалует псарь
    2. Жаль, жаль, а пособить нечем
    3. Жаль, жаль, да и Бог с тобой
    4. Ждали телёнка, а дал Бог ребёнка
    5. Жди толку, положа зубы на полку!
    1. За Богом молитва, а за царём служба не пропадёт
    2. За ватагу нищих одного богача не выменяешь
    3. За вкус не ручаюсь, а горячо будет
    4. За вороток, да и на холодок
    5. За всё берётся, да всё не удаётся
    1. И баба видала, что сорока летала
    2. И баба видит, что неправда идёт
    3. И барину деньга господин
    4. И бедно, да сбойливо; и богато, да рассыпчато
    5. И бедный украдёт, да его Бог прощает
    1. К пустой избе замка не надо
    2. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся
    3. К чему охота, к тому и смысл
    4. К чистому поганое не пристанет
    5. Кабы бабушка не бабушка, так была б она дедушкой
    1. Лад избу не ширит
    2. Ладно уселся, так и ложись
    3. Ласковое слово и кость ломит
    4. Ласковое слово лучше мягкого пирога
    5. Ласковое слово пуще дубины
    1. Мал бес, а хвост есть
    2. Мал горшок, да кашу варит
    3. Мал золотник, да дорог
    4. Мал клоп, да вонюч
    5. Мал ноготок, да ocтёp
    1. Нищему дарить — Бога гневить
    2. На безрыбье и рак рыба
    3. На Бога надейся, а сам не плошай
    4. На Бога уповай, а без дела не бывай!
    5. На Божье посягать — своё потерять
    1. О чём не сказывают, о том не допытывайся
    2. Об одном вздохнёшь, а всех жалко
    3. Обещанного три года ждут
    4. Обещать — дело господское, исполнять — холопское
    5. Обиженного обижать — двойной грех
    6. Обиженного обижать — себе добра не желать
    1. Палец оттяпать, чтоб руке навредить
    2. Палка о двух концах: и туда и сюда
    3. Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя
    4. Паршивая овца всё стадо портит
    5. Пей да людей бей, чтоб знали, чей ты сын
    6. Пей, да дело разумей
    1. Работа дураков любит
    2. Работа не волк — в лес не убежит
    3. Работа с зубами, а леность с языком
    4. Рад бы заплакать, да смех одолел
    5. Рад бы обыграть, да ни козырей, ни масти
    1. С вечера девка, с полуночи молодка, на заре хозяюшка
    2. С волками жить — по-волчьи выть
    3. С глаз долой — из сердца вон
    4. С голодным брюхом да по добрым людям
    5. С голоду брюхо не лопнет, только сморщится
    1. Так зазнался, что и чёрту не брат
    2. Так работаем, что недосуг нос утереть
    3. Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет; на двор выйдет – три дня собаки лают
    4. Такая рожа, что сама на оплеуху напрашивается
    5. Такие чудеса, что дыбом волоса
    6. Такое сено, что сам бы ел, да деньги нужны
    1. У Бога дней много
    2. У Бога недолго, а у нас тотчас
    3. У Бога палок много
    4. У Бога правда одна
    5. У всякого Ермишки свои делишки
    1. Февраль богат снегом, апрель водою
    2. Федот, да не тот
    3. Федюшке дали денежку, а он и алтын просит
    4. Фома пирует, а кума горюет
    5. Фома плачет, а жена скачет
    1. Хвали жизнь при смерти, а день вечером
    2. Хвали рожь в стогу, а барина в гробу
    3. Хвали сон, когда сбудется!
    4. Хвалилась синица море зажечь
    5. Хвались, да не подавись
    6. Хватился шапки, как головы не стало
    1. Царские глаза далеко видят
    2. Царь и народ — всё в землю пойдёт
    3. Цвет — пчёлкам, а мёд — жёнкам
    4. Цвет в поле — человек в воле
    5. Цветёт старость сединою
    6. Цветное платье — на плечи, а добрая мысль — к сердцу
    7. Цела ль голова, а шапку Бог даст
    8. Целил, да не попал, лишь заряд потерял
    9. Целовал ворон курку до последнего пёрышка
    10. Целу домой воротиться, так в дороге не дремать
    11. Целы ль сани, а лошади пропали
    12. Целых два чина: дурак да дурачина
    13. Цельба голодному — хлеб с водою
    14. Цена зайцу — две деньги, а бежать — сто рублёв
    15. Цыганский дом: три кола да посерёдке головня
    16. Цыгану без обману дня не прожить
    17. Цыплят по осени считают
    1. Час в добре пробудешь — всё горе забудешь
    2. Час побережёшься — век проживёшь
    3. Час терпеть, а век жить
    4. Часом с квасом, а порой и с водой
    5. Часто за шапку берётся — не скоро уйдёт
    6. Чего в детстве просим, то под старость бросим
    1. Шалишь, кума, не с той ноги плясать пошла!
    2. Шатающейся корове где сена клок, а где и вилы в бок
    3. Шей, вдова, широки рукава: было бы, во что класть небылые слова
    4. Шей да пори — не будет глухой поры
    5. Шейка — копейка, алтын — голова, сто рублей — борода
    6. Шелудивая овца всё стадо портит
    7. Шептал тайно — хлопотать явно
    1. Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду
    2. Щеня лает, у старых псов слыша
    3. Щербата денежка, да гладок калач
    4. Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка
    5. Щёголь, собака: что ни год, то рубаха, а портам так и смены нет
    6. Щи да каша — пища наша
    7. Щи да каша — кормилицы наши
    8. Щи хоть кнутом хлещи: пузыри не вскочат, брюха не обкормят
    9. Щи — хоть портянки полощи
    10. Щиплет сокол галку — поглядывает на палку
    11. Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет
    12. Щипнул Фома рыбки, а сам скочил на дыбки
    13. Щука востра — взяла ерша с хвоста
    14. Щука с огурцами — кушать с молодцами
    15. Щука умерла, а зубы остались
    1. Эта капель не на нашу плешь
    2. Это ещё бабушка надвое сказала
    3. Это ещё вилами по воде писано
    4. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди
    5. Это всё ничего, а вот поглядим, что-то вперёд будет
    6. Это нам нипочём: закусывай калачом
    7. Это нашего поля ягода
    1. Юн всяк бывал и в грехах живал
    2. Юному хвастать, а старому хрястать
    3. Юноша молод — не стерпивал голод
    4. Юс да ижица — делу конец ближится
    1. Я было и тово, а жена не тово — ну уж и я не тово
    2. Я было и тово, да жена не тово — ну уж и я растово
    3. Я ему про Фому, а он мне про Ерёму
    4. Я не отпел, а ты и шапку надел
    5. Я не я, и лошадь не моя, да и я не извозчик
    6. Я рад гостям за чужим столом

Смысл некоторых пословиц ясен, некоторые из них должны быть объяснены или обсуждены на уроке. Убедитесь, что пословица, которую вы используете в классе, связана с темой, которую вы преподаете.

Скороговорка

Скороговорка — это забавное крошечное стихотворение или выражение, которое не только заставляет студентов смеяться, но и помогает улучшить произношение. Обычно скороговорка содержит повторяющийся звук, например, этот:

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.
  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
    Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
    Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
    И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
  3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
  6. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  7. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  8. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  9. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  10. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
  11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  12. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  13. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  14. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  15. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  16. Пакет под попкорн.
  17. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  18. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  19. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  20. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  21. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  22. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  23. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  24. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  25. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  26. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  27. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  28. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  29. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  30. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  31. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
  32. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  33. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  34. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
  35. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  36. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  37. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  38. У осы не усы, не усища, а усики.
  39. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
  40. Осип охрип, Архип осип.

Дает школьникам возможность практиковать звуки Р и К, С.

Некоторые скороговорки для детей являются:

  1. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  2. Сачок зацепился за сучок.
  3. По семеро в сани уселись сами.
  4. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  5. Свиристель свиристит свирелью.
  6. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  7. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  8. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  9. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  10. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  11. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  12. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  13. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  14. Инцидент с интендантом.
  15. Прецедент с претендентом.
  16. Константин констатировал.
  17. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  18. Ценит цеп косец по косовице.
  19. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
  20. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  21. Жутко жуку жить на суку.
  22. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  23. Течет речка, печет печка.
  24. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  25. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  26. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  27. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  28. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
  29. Около колодца кольцо не найдется.
  30. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  31. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  32. Яшма в замше замшела.
  33. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  34. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  35. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  36. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  37. Ест Федька с водкой редьку.
  38. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  39. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  40. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  41. К Габсбургам из Страсбурга.
  42. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  43. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  44. У елки иголки колки.
  45. В один клин, Клим, колоти.
  46. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  47. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  48. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  49. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  50. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки уменьшают напряжение во время урока, вызванное страхом совершить ошибку. Даже взрослые иногда делают ошибки в скороговорках. Если вы сделаете крошечную ошибку, демонстрируя скороговорку, молодые школьники будут смеяться над ней и не будут бояться ошибиться.

Когда и как использовать пословицы и скороговорки в классе?

  • Обучайте поговоркам или пословицам и тренируйте их произношение, когда вы сталкиваетесь с ними во время прослушивания или чтения. Спросите школьников, что они думают, что они имеют в виду, и предложите им искать аналоги в своем языке.
  • При представлении нового лексического набора, например животных, вводятся некоторые высказывания о животных, например, ‘ собака-лучший друг человека’ .
  • Используйте визуальные эффекты. Дети лучше воспринимают зрительную информацию.
  • Выполните соответствующие задачи. Пусть ребята сопоставляют две части высказывания или пословицы, чтобы они имели смысл.
  • Ролевая игра-поговорка или пословица. Ниже приведен пример действия с идиомами.
  • Используйте скороговорки в качестве фонетической разминки. Пусть школьник прочитает скороговорку в первый раз самостоятельно. Затем продемонстрируйте правильное произношение. Пусть ребята повторяют строку за строкой. Потом две строчки вместе. Затем школьники могут читать его вслух все вместе, а после этого они могут делать это индивидуально.
  • Не злоупотребляйте пословицами и скороговорками в классе. Они должны быть веселыми, а не обузой для ребятишек.

 

Если вы сомневаетесь в том, как преподавать фонетику в увлекательной форме и хотите, чтобы ваши молодые студенты помнили произношение слов, фраз и повторяющихся звуков, попробуйте поговорки и скороговорки. Пусть у детей останутся хорошие воспоминания об увлекательных уроках языка.

— Удачи!

Наталия Мушкарева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

5 + 1 =